9 Горнопромышленный Форум МАЙНЕКС-Россия 2013:
перспективы отрасли

Горнопромышленный форум МАЙНЕКС Россия традиционно проводится в начале октября. Это хорошее время для горняков: заканчивается полевой сезон, более или менее ясны производственные и финансовые результаты, и самое время подвести итоги и определить планы на будущее.

Однако последние новости с рынков о продолжающемся снижении цен на черные и цветные металлы, уголь и даже золото, дальнейшем снижении темпов роста китайской экономики, бюджетном кризисе в США, и, наконец, последние пессимистические заявления министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева и самого премьер-министра Дмитрия Медведева не способствовали оптимистическому настрою участников форума.

На этом фоне выступление заместителя министра природных ресурсов и главы Федерального агентства по природопользованию Валерия Пака звучало достаточно позитивно. С самого начала он заявил, что одной из своих задач видит поддержание постоянного конструктивного диалога между властью и бизнесом. В решении конкретных вопросов лицензирования, разведки и разработки месторождений новый руководитель Роснедр обещал, что будет строго придерживаться законодательной базы и объективно решать возникающие проблемы.

Валерий Пак подробно рассказал о тех поправках в Закон о недрах, которые сейчас рассматриваются в правительстве и вселил в участников круглого стола надежду, что при нынешнем руководстве Роснедра, наконец, смогут реально улучшить нормативную базу и сам процесс государственного регулирования отрасли, сделать реальные шаги по созданию в России для горняков таких же условий, как в наиболее передовых странах мира. Руководитель Роснедр осознает, что наибольшую опасность не только для отрасли, но и для экономики страны в целом сейчас представляет отставание геологоразведки. Сообщение Валерия Пака, что с 2014 г. в трех субъектах РФ в порядке эксперимента будет введен заявительный принцип оформления лицензий на геологическое изучение месторождений, было положительно встречено недропользователями, однако многие считают это запоздалым шагом и указывают на необходимость немедленного распространения такого порядка на всей территории России.

Валерий Пак также заверил, что будут пересмотрены в сторону уменьшения стартовые платежи и в целом значительно упрощена процедура проведения конкурсов и аукционов. Заместитель Валерия Пака Евгений Киселев дополнил его высказывания более подробным изложением предлагаемых изменений в особо остро критикуемое недропользователями постановление Правительства РФ №429 с целью сокращения документации и ускорения процесса оформления лицензий.

Все представители недропользователей подчеркивали, что самым большим недостатком действующей нормативной базы является огромный объем предоставляемой документации и слишком долгие сроки оформления лицензий (2-3 года вместо максимум 6 месяцев в развитых странах). По общему мнению, обязательный перечень представляемых документов должен быть значительно сокращен, отменено большинство количественных показателей и твердо зафиксирован срок вынесения решения — максимум 6 месяцев. Валерий Пак заверил, что он в целом разделяет эту позицию.

Председатель Союза золотопромышленников (СЗП) Сергей Кашуба обратил внимание руководителя Роснедр на постоянно ухудшающуюся сырьевую базу отрасли. Одной из основных преград для её расширения является установленный в 2008 г. порог в 50 тонн для иностранных инвесторов. СЗП все эти годы требует увеличения этого порога до 250 тонн, но безуспешно. Валерий Пак сообщил, что сейчас в правительстве обсуждается повышение лимита до 200 тонн.

Депутат Госдумы от Бурятии Михаил Слипенчук поинтересовался, как Роснедра планируют координировать работу по освоению новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке министерствами энергетики и транспорта. Отсутствие надежного электроснабжения и железных дорог в этом регионе являются главным препятствием для вывоза продукции и, в перспективе, экспорта в страны Азии. Работа действующей сейчас межведомственной комиссии Минэнерго и Минтранса пока недостаточно учитывает потребности производителей угля и полиметаллических руд. Валерий Пак сообщил, что создаются соответствующие рабочие группы Минприроды с Минтрансом и Минэнерго.

В целом круглый стол оказался хорошим импульсом оптимизма. Однако хватило его ненадолго. Как только после официального открытия форума началось обсуждение конкретных проблем отрасли, выяснилось, что хотя мировой экономический кризис вроде бы закончился, 2014 г. не сулит российским горнякам особенно радужных надежд.

Выступивший первым в прениях член Совета Федерации Павел Масловский начал с заявления, что «кризис 2008 г. продолжает углубляться». Реальная экономика стагнирует. В экономике КНР большие проблемы структурного характера. «Продолжается падение мировых цен на все наши твердые полезные ископаемые, металлы и концентраты. Это кризис. Многие предприятия на грани убыточности», — подчеркнул сенатор.

Тяжелое положение, по его оценке, сложилось и в добыче золота. По затратам российские предприятия подошли к критической черте. Крупнейшие предприятия сокращают расходы на НИОКР и геолого-разведочные работы (ГРР). Уже сейчас, считает Павел Масловский, в госпрограмму по развитию Дальнего Востока нужно внести конкретные меры по поддержке действующих предприятий, которые должны включать: льготы по налогам на прибыль и имущество и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ); упрощение госрегулирования горной промышленности.

«Кризис будет продолжаться долго». Эти слова руководителя российской практики по предоставлению услуг предприятиям горнодобывающей отрасли PwC Russia Алексея Смирнова резко контрастировали с выводом январского отчета компании о результатах 16 ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний России: «...Макроэкономические показатели говорят, что страна наращивает свою привлекательность для иностранных инвесторов. В этой связи на 2013 г. возлагаются большие надежды».

Но прежде чем Алексей Смирнов приступил к подробному описанию печальной картины, модератор сессии гендиректор SRK Consulting (Russia) Дэвид Пирс счел своим долгом перечислить неотложные меры компаний и государства для исправления ситуации. Это, во-первых, радикальное увеличение капиталовложений и объема работ в ГРР. Во-вторых, системная работа предприятий по повышению эффективности. При этом Дэвид Пирс, подчеркнул, что, по данным его компании, такая работа уже дает результаты. В-третьих, государство должно, наконец, привести налогообложение в соответствие с потребностями развития горного сектора. Не преминул гендиректор SRK Consulting и заметить, что для развития горной промышленности в новых регионах нужен специальных комплекс мер.

Однако следует вернуться к результатам обзора глобальных тенденций развития мировой горнодобывающей промышленности в 2013 г., представленного PwC. Начал Алексей Смирнов с итогов 2012 г. — падение капитализации и снижение капиталовложений. В 2013 г. капиталовложения крупнейших горных компаний мира должны были составить $110 млрд, или на 20% меньше, чем в 2012 г. По оценке PwC, сбыться этим планам не суждено. И неудивительно, в 2012 г. тем же крупнейшим компаниям пришлось списать $40 млрд убытков; рентабельность, составлявшая в 2006 г. в среднем 23%, сейчас упала до 7%. В результате инвесторы отвернулись от этого сектора, и в ближайшее время роста капиталовложений и капитализации ожидать не приходится.

Ключевому фактору развития отрасли — геологоразведке посвятил свое выступление коммерческий директор SNL Metals Economics Group Дэвид Кокс. На фоне других стран здесь Россия по-прежнему выглядит очень печально, особенно если учесть значительность её доли в мировых запасах многих полезных ископаемых. В 2012 г. расходы России на ГРР по твердым полезным ископаемым (ТПИ), по данным SNL Metals Economics Group, составили всего 3% (Канада — 16%, Австралия — 12%, США — 8%, Мексика — 6%, Чили — 5%, Перу — 5%, Китай — 4%). Отдельно следует отметить, что Китай обогнал РФ по расходам на ГРР в 2010 г.

Дэвид Кокс дал и рекомендации, что надо сделать в первую очередь для изменения ситуации в России. Это — добиться стабильности налогового режима и государственного регулирования и ограничить бюрократизм. Канадский эксперт особо подчеркнул срочность введения специальных стимулов для ГРР.

Как всегда ярким было выступление генерального директора компании «Полиметалл» Виталия Несиса, посвященное на этот раз «рычагам создания стоимости в условиях падения цен на металлы». Виталий Несис призвал руководителей компаний «быть лидерами во время низких цен, проявить настоящие лидерские качества». Основывая свой анализ на положении в добыче золота, гендиректор «Полиметалла» подчеркнул, что в 2013 г. создалась тревожная ситуация, когда все компании тратят больше, чем зарабатывают. Многие проекты оказались экономически бессмысленными.

Модерировавший сессию руководитель группы Ernst&Young по оказанию услуг предприятиям промышленного производства в СНГ Евгений Хрусталев заметил, что за 9 месяцев текущего года золотодобывающие компании суммарно списали уже $30 млрд убытков. По оценкам экспертов, цена золота в 2014 г. упадет до $1150 за унцию и половина предприятий будут убыточными. «Есть ощущение, что период низких цен на золото только начался», — заметил в этой связи председатель СЗП Сергей Кашуба. Еще более пессимистическими являются последние прогнозы аналитиков Goldman Sachs и Fitch: $1050 и $995 за унцию. Тут нельзя не упомянуть распространяемую в ряде СМИ, включая американские, и озвученную на форуме Павлом Масловским точку зрения, что за обвалом цены золота стоят Федеральная резервная система США и группа крупнейших американских банков, среди которых и Goldman Saks. В этих условиях сокращать численность персонала — это «проявлять близорукость». Также, по мнению Виталия Несиса, нельзя сокращать и инвестиции в ГРР.

Значительную часть своего выступления гендиректор «Полиметалла» посвятил законодательной базе и государственному регулированию отрасли. Деятельность Госкомиссии по запасам (ГКЗ), по его мнению, «идеологически несовместима с современным методами управления минеральной базой». ГКЗ превратилась в основной тормоз развития отрасли. Среди недостатков действующего законодательства Виталий Несис также отметил положения Лесного кодекса, касающиеся разработки месторождений. По его данным, у предприятий годы уходят на согласование необходимых для развития производства вырубок. 

Анализ развития горного законодательства за 20 лет российского парламентаризма, представленный Александром Курским, помощником депутата Государственной Думы, охарактеризовал этот процесс как «эволюцию с элементами революции». Революционным изменением была, по его мнению, ликвидация «принципа двух ключей», осуществленная путем принятия 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. Этот закон специально был введен «в тело» Закона о монетизации льгот, вызвавшего в свое время протесты общественности. Ликвидация «принципа двух ключей» нанесла серьезный ущерб развитию геологоразведки, и сегодня на восстановлении этого положения настаивают большинство недропользователей. Об огромном объеме накопившихся в горном законодательстве противоречий и нестыковок сказано и написано уже много, а прогресс далек от желаемого.

Многие из участников форума собирались в Москве в надежде услышать хоть что-нибудь ободряющее. Но на этот раз и эксперты, и руководители предприятий были единодушны. «Рынок не ждет роста цен в ближайшие два года», — выразила общее мнение управляющий директор ОАО «Газпромбанк» Марина Алексеенкова.

Ожидать серьезного роста российской экономики тоже не приходится. По-прежнему явно недостаточными остаются расходы на ГРР. Их чрезвычайно низкий объем объясняется недостатками действующего законодательства, налогообложения и недостаточностью гарантий прав первооткрывателей.

На этот раз к массовым жалобам на игнорирование правительством и законодателями требований горняков добавились и пессимистические оценки пригодности действующей инфраструктуры и возможностей её развития в ближайшее время. Наращивание добычи возможно только за счет районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, где требуются очень крупные вложения в строительство железных и автомобильных дорог и электрических сетей. Государство пока запланировало финансирование лишь расширения Транссиба и БАМа. Но этого явно недостаточно, а механизм государственно-частного партнерства пока еще не отработан.  

Наконец, PwC обратил внимание и на такой новый риск, как замещение традиционных продуктов горнодобывающей промышленности других отраслей. Наиболее яркий пример — вытеснение сланцевым газом угля из электроэнергетики США, к нему добавляются замена стали алюминием, платины палладием, алюминием, пластиками, оптоволоконным волокном и графеном меди, чугуном никеля. Это также добавляет неустойчивости рынку.

Горнопромышленный портал России